Влияют ли прививки на речь ребенка

Ребенок перестал говорить после прививки АКДС

В последние годы многие родители отказываются вакцинировать своих детей, аргументируя тем, что прививки приводят к различным нарушениям психоречевого и речевого развития малышей: от временного отката назад до расстройств аутистического спектра (РАС). Форумы дают противоречивую информацию. Сегодня мы попробуем разобраться, действительно ли существует связь между прививками, в частности АКДС, и внезапным исчезновением речи, взяв за основу научные данные.

Что такое АКДС?

Действие вакцины АКДС направлено на предупреждение таких серьезных заболеваний, как коклюш, дифтерит и столбняк. Для детей эти инфекции являются очень опасными, они могут привести даже к смертельному исходу. Согласно российскому Национальному календарю прививок, курс состоит из трех уколов – в 3 месяца, в 4,5 месяца и 6 месяцев. В 1,5 года ребенка ревакцинируют, чтобы поддержать достаточный уровень иммунитета. Если по каким-то причинам прививки не были сделаны вовремя, то вакцинацию нужно обязательно провести до 4 лет. Детям постарше вводят вакцины, не содержащие коклюшного компонента.

Есть ли реальная связь между АКДС и исчезновением речи?

Интернет полон ужасающих историй, как после той или иной прививки ребенок, который вовсю гулил и лепетал или даже говорил, резко утратил эти навыки, стал апатичным и вялым, и родители не первый год скитаются по врачам. Можно ли им верить, неизвестно. Существуют даже целые движения антипрививочников, которые отказываются от вакцинации и активно муссируют подобные «страшилки». С другой стороны, отказ от прививок открывает путь опасным инфекциям, которые не только тяжело переносятся маленькими детьми, но и могут привести к пожизненной инвалидности и даже смерти.

На самом деле современной науке не известно масштабного объективного исследования, которое доказывало бы, что именно вакцины АКДС вызывают резкий откат в психоречевом и речевом развитии, включая аутизм. Зато доказано, что подобные осложнения вызывает несоблюдения важнейшего принципа вакцинации: прививать можно только полностью здорового ребенка при отсутствии патологий со стороны центральной нервной системы.

По мнению педиатров и неврологов, в группу риска попадают дети, имеющие следующие проблемы в анамнезе:

  • кислородное голодание в период внутриутробного развития и родов;
  • органические пороки развития ЦНС;
  • заболевания сердца и органов дыхательной системы;
  • хронические и острые воспалительные процессы;
  • атопический дерматит;
  • подверженность простудным заболеваниям;
  • серьезные травмы, полученные накануне и после вакцинации.

Именно поэтому всем родителям настоятельно рекомендуется полностью обследовать ребенка у врача, которому они доверяют. Необходимо сдать хотя бы анализ крови, чтобы убедиться, все ли в порядке. Если выявлены опасные факторы, то либо педиатр дает мед. отвод от прививки, либо сдвигается график вакцинации.

В перечисленных случаях действительно может произойти откат в речевом развитии. Любая прививка, даже очень дорогой импортной вакциной – это серьезный стресс для организма, на который он отвечает тем или иным образом, например, повышением температуры, апатией, бессонницей и т. д.

Маленькие дети с ослабленным здоровьем, имеющие неустойчивые речевые навыки, временно их утрачивают, но как долго ребенок будет молчать, не скажет вам ни один врач, здесь все зависит от индивидуальных особенностей малыша. Иногда речь возвращается самостоятельно, как только упадет температура, однако в большинстве случаев родители должны сразу же обратиться к неврологу и логопеду. Врач тщательно обследует ребенка, назначит препараты, улучшающие мозговую деятельность, логопед подберет наиболее эффективную коррекционную программу.

Правда ли, что АКДС приводит к аутизму?

Нет. Это растиражированный несведущими людьми миф, и не более того. Расстройства аутистического спектра и сам аутизм – сложные состояния, которые зависят от множества факторов, механизмы их возникновения еще не ясны до конца. Однако есть объективные международные исследования, доказавшие, что аутизм никак не связан с вакцинацией.

Миф о том, что РАС являются следствием АКДС и других прививок, связан с тем, что изменения в поведении и развитии ребенка появляются как раз в возрасте 1,5 – 2 лет, то есть как раз тогда, когда он оканчивает основной курс вакцинации. Естественно, что расстроенные родители связывают появление симптомов со значимым событием – прививкой.

Подлила масла в огонь публикация врача Эндрю Уэйкфилда в журнале Lancet в 1998 году, где он описывал случаи якобы постпрививочного аутизма. Однако выяснилось, что он ничем не может подтвердить свои данные, статью отозвали, а его самого лишили права заниматься врачебной деятельностью. Кроме того, среди малышей с истинным аутизмом есть дети, которые утрачивают с возрастом речевые навыки именно из-за болезни.

Между тем, международные исследования доказывают, что развитию аутизма в равной степени подвержены и привитые, и непривитые малыши. Статистические данные собирались и в странах, где родители могут позволить себе приобрести дорогие импортные вакцины, и в странах, где нет возможности провести минимальную вакцинацию всем детям. Это подтверждает эксперт благотворительного фонда «Обнаженные сердца» детский невролог Святослав Довбня.

А также, был предельно тщательно изучен состав популярных вакцин: может, резкий регресс вызван веществами, использующимися для стабилизации? Однако современные препараты не содержат тяжелых металлов. У детей, которым были привиты разные вакцины, риск развития аутизма имеет совершенно одинаковую вероятность.

Исследования проводились многократно в течение почти двадцати лет, и никакой связи между аутизмом, РАС и вакциной АКДС обнаружить не удалось. Единственный общий момент: это совпадение графика прививок и времени появления первых симптомов заболевания.

В любом случае риски, связанные с полным отказом от прививок, намного выше, поскольку речь идет о сохранении жизни ребенка. Малыш общается с другими детьми, возится в песке и земле, может съесть немытый фрукт и выпить сырой воды, посещает стоматолога. Не имея иммунитета, он легко заразится, тяжело перенесет болезнь, неизбежно возникнут осложнения, среди которых, кстати, может оказаться и исчезновение речи, и отставание в развитии. Окончательное решение принимать только Вам.

Влияние вакцин на нервную систему ребенка: мифы и реальность

Проблема серьёзных осложнений вакцинации остаётся одной из ключевых тем для масс-медиа и не менее важной для обсуждения в родительских сообществах на форумах и в социальных сетях. Какая информация соответствует действительности, а какая – лишь миф, сервису DOC.UA рассказал детский невролог клиники Into-Sana Александр Мирошников

  • лет опыта , 7
  • Детский врач ,

Александр Александрович специализируется на диагностировании и лечении заболеваний, вызванных поражениями центральной, периферической нервной системы. Работает с заболеваниями генетической, инфекционной, травматической природы. Проводит терапию различных функциональных нарушений еще

ул. В. Касияна, 2/1 ул. В. Касияна, 2/1 Киев Україна

50.379717 30.46228050000002 Doc.ua — бесплатный онлайн-сервис поиска врача и записи на прием.

Голосеевский, м.Теремки, м.Иподром, м.Выставочный центр

В обществе существует большое количество мифов относительно возможного развития неврологических заболеваний из-за вакцинации, что используется как аргумент её противниками. Подобные спекуляции во многом вызваны незнанием, что многие неврологические патологии не имеют какой-либо одной чёткой причины. Как правило, их появление – результат взаимодействия многих факторов, включая генетические, сосудистые, вирусные и другие. Таким образом, очень удобно использовать факт вакцинации как потенциальную причину заболевания в случае, когда реальная остаётся неизвестной.

С вакцинацией в разное время связывали развитие таких болезней, как рассеянный склероз, аутизм, эпилепсия, шизофрения, энцефаломиелит, болезнь Альцгеймера, оптический неврит, поперечный миелит и др. Объединяет их то, что причина и механизмы этих заболеваний остаются до конца так и неизученными. Попробуем разобраться, в каких случаях вакцинация действительно увеличивает риск заболеваний нервной системы, а когда это — лишь миф.

Вакцинация и расстройства аутистического спектра (РАС)

В популярной литературе и обществе часто обсуждается связь между вакцинацией и РАС. Большую озабоченность вызвали вакцины, содержащие в себе вещество под названием «тимеросал», в состав которого входит ртуть. Ранее тимеросал добавлялся в состав вакцин с целью защиты содержимого ампул от бактерий. Несмотря на то, что не было никаких доказательств влияния тимеросала на развитие РАС или других нарушений здоровья у детей, в 1999 году Американская академия педиатрии наряду с производителями вакцин приняла решение исключить потенциально опасное вещество из состава вакцин.

Читать еще:  Как называется прививка от ротавирусной инфекции?

Также в качестве фактора, который может вызвать РАС, активно обсуждалась роль вакцины против кори, эпидемического паротита и краснухи (MMR) В 1998 году Эндрю Уэйкфилд совместно с другими авторами опубликовал статью в журнале The Lancet, в которой привел данные, указывающие на связь между вакциной MMR и аутизмом. Однако в 2004 году 10 из 12 авторов работы опубликовали опровержение, в котором признали, что не имели достаточных доказательств для установления подобной причинно-следственной связи, а в 2010 году редакция журнала официально разместила опровержение оригинальной статьи, ещё раз подчеркнув, что некоторые представленные факты не соответствовали действительности.

Роль вакцинации в развитии РАС на сегодняшний день окончательно опровергнута. В частности, Американский институт медицины пришёл к выводу, что «данные свидетельствуют об отсутствии причинно-следственной связи между вакциной MMR и аутизмом».

В 2018 году были опубликованы результаты анализа всех предыдущих исследований о взаимосвязи между вакцинацией и развитием аутизма. На его основании были сделаны следующие выводы:

  • нет связи между вакцинацией (любой) и развитием аутизма/РАС;
  • вакцинация против кори, краснухи, паротита не связана с развитием аутизма/РАС.

Вакцинация и фебрильные судороги

Фебрильные судороги (ФС) – довольно распространённая проблема, всегда вызывающая массу вопросов у родителей и порождающая много мифов. Сейчас, на фоне вспышки кори, многих тревожит вопрос: может ли вакцинация провоцировать возникновение фебрильных судорог у ребёнка?

Большинство специалистов считают такие судороги доброкачественным состоянием с благоприятным прогнозом для дальнейшего развития ребёнка и низким риском появления в дальнейшем эпилепсии или нарушений когнитивных функций. Они возникают примерно у 2-5% детей в возрасте от 6 месяцев до 5 лет.

Согласно исследованию, проведённому в Дании, при котором был обследован 439 251 ребёнок, риск появления ФС в течение 2 недель после введения вакцины КПК был повышен и составлял 1,56 случаев на 1000 детей, а также 19,47 на 1000 детей, у которых ранее уже отмечались судороги. Повышенного риска развития эпилепсии в дальнейшем выявлено не было. В целом авторы исследования оценили частоту возникновения ФС как достаточно низкую даже в группе детей с повышенным риском.

В другом исследовании частоты ФС после введения вакцины MMRV (корь, краснуха, паротит, ветряная оспа) риск возникновения ФС у детей в возрасте 10-24 месяцев составлял 2,95% (примерно 3 случая на 1000 детей), при этом в возрасте 4-6 лет риск возникновения ФС не был повышенным.

Вакцинация и воспалительные заболевания нервной системы

В литературе описаны случаи развития после вакцинации таких воспалительных заболеваний нервной системы, как рассеянный склероз, острый рассеянный энцефаломиелит (воспаление головного и спинного мозга), оптический неврит (воспаление зрительного нерва), миелит (воспаление спинного мозга) и др. Всего с 1979 по 2013 год задокументирован 71 подобный случай заболевания. Чаще всего причиной были вакцины против гриппа (21 случай), вируса папилломы человека (9), гепатита А или В (8), бешенства (5), кори и краснухи (по 5), жёлтой лихорадки (3), сибирской язвы, менингококка и столбняка (по 2). Как правило, симптомы заболевания проявлялись в промежутке от нескольких дней до нескольких месяцев после вакцинации. Это говорит о том, что риск развития воспалительных заболеваний нервной системы после вакцинации достаточно низкий. И стоит отметить тот факт, что он существенно ниже, чем риск поражения нервной системы при инфекционных заболеваниях.

Прививки и аутизм, задержка развития | О вреде вакцинации

О связи вакцинации и аутизма

Маша, откат в развитии после вакцинации:

Ира, 5,5 лет, регрессивный аутизм после проведенной вакцинации:

Мухаммед, 3,5 года, осложнения после АКДС

Еще один случай из практики Доктора Левита

На вопрос, вакцинировать ребенка или нет, у доктора Льва Левит есть однозначный ответ.

– У многих детей вакцинация запускает серьезные аутоиммунные процессы, которые с трудом поддаются лечению, – говорит Лев Исаакович, врач с 30-летним стажем, возглавляющий Центр развития и реабилитации детей в Израиле. – Это не только мои личные наблюдения. Это подтверждают и научные работы, опыт ученых с мировым именем. Я назову некоторых из них: доктор Харрис Л. Култер (США), доктор Эндрю Вейкфилд (США), доктор медицины, член Академии педиатрии Эдвард Язбак (США), Марк Жирар, европейский эксперт по вопросам фармаконадзора и фармакоэпидемиологии и многие другие.

Поствакцинальные осложнения становятся настоящей семейной трагедией. Недавно к нам обратилась мама ребенка, страдающего гидроцефалией, атрофией мышц, пороком сердца. Но изначально ребенок был полностью здоров. На следующий день после прививки от гепатита B мальчик пожелтел, развилась тяжелейшая форма желтухи, менингоэнцефалит, который повлек за собой поражение всей центральной нервной системы.

— Неужели такое страшное поражение напрямую связано с вакцинацией? Нам твердят, что прививки безопасны, что никакой связи между аутизмом и вакцинацией нет…

— Мой опыт утверждает обратное. Я слишком часто сталкиваюсь с жертвами вакцинации. Поверьте, связь между аутизмом и прививками не найдут, пока не будет настоящего независимого исследования. Если изыскания проводят институты, которые сами и создают вакцины, о чем можно говорить? Я хотел бы увидеть результаты настоящего исследования. Очень простого, но объективного. Для этого нужно обследовать группу привитых и непривитых детей, живущих в одинаковых социально-бытовых условиях, и оценить состояние их здоровья.

Я уверен, что у вакцинированных детей будет на порядок выше заболеваемость онкологическими, неврологическими заболеваниями, проблемы с обменом веществ. К сожалению, идет целенаправленное игнорирование, ретуширование побочных эффектов вакцинации.

Я работаю с детьми с задержкой развития и аутизмом с 1995 года. Поначалу моими основными пациентами были дети с двигательными нарушениями, отставанием в развитии. Ко мне много обращались с травмами новорожденных, гипоксией головного мозга, внутриутробным поражением. Но затем все чаще в клинику стали приходить дети со странным поведением, с симптомами аутистического спектра.

У таких детей отсутствовал контакт с окружающим миром, часто была избирательность в еде, неспособность к мышлению, обсессивные движения. Симптомы заболевания проявлялись у них не сразу после рождения, как у детей с обычной задержкой развития, а в возрасте 12-17 месяцев. Родители отмечали, что до возраста 12-13 месяцев дети развивались нормально. Но вдруг начались истерики, дети переставали узнавать близких, произносить звуки и слова, как раньше. После двух лет регрессия нарастала. Но родители не заостряли внимания, что параллельно с регрессией шел процесс интенсивной вакцинации.

– То есть родители недостаточно осведомлены о побочных действиях вакцин?

– В классическом варианте ребенок до года получает 23 вакцины, а то и больше. В инструкциях по применению вакцин отмечают возможные осложнения и побочные действия. К ним относятся не только покраснение кожи и повышенная температура тела. Могут возникать тяжелые поражения центральной нервной системы, внутренних органов, в том числе менингоэнцефалит и панэнцефалит.

С середины 90-х годов резко возросло количество вакцин, которые получает ребенок. Все они содержат ряд токсических веществ. Среди них – формалин, алюминий, ртуть, консерванты, антибиотики. Вакцины содержат биологические остатки питательных сред, на которых выращивают вирусы, хромосомы, ДНК животных, не говоря уже о самих вирусах. Всё это вводится непосредственно в кровь.

Токсиканты находятся в вакцине в небольших количествах, но когда в течение года происходит интенсивная вакцинация, происходит накопление как токсичных веществ, содержащихся в вакцинах, так и реакций организма на саму вакцинацию. Вследствие интенсивной вакцинации с несоблюдением правил и графиков вакцинации могут развиваться даже аутоиммунные поражения организма.

Это значит, что защитные клетки организма, которые предназначены для борьбы с внешними факторами – микробами, вирусами – начинают атаковать клетки своего организма. На эту тему есть целый ряд научных публикаций. Аутоиммунные заболевания могут проявляться в виде развития диабета, онкологических процессов, заболеваний суставов, кишечника, ДЦП.

Отрицательное воздействие вакцинации, при котором происходит поражение центральной нервной системы, может происходить и когда вакцинация продолжается, и даже, если она прекратилась.

Во многих случаях у детей, у которых развился аутизм, поначалу не отмечалось никаких побочных действий. Но в некоторых случаях дети бурно реагируют на вакцинацию: плачут, у них повышается температура, могут быть судорожные состояния, тремор, рвоты, тошноты. В таких случаях необходимо прекратить вакцинацию и дать ребенку гомеопатический антидот (тую, силицию) или обратиться к гомеопату.
— Что бы вы сказали родителям, которые сомневаются, делать ли прививки своим детям?

— Хорошо подумать прежде, чем принимать решение. Мы знаем, что при рождении ребенку достается от матери иммунитет от детских инфекционных заболеваний на первый год жизни. Никто не проводил исследование о том, как организм реагирует на вакцинацию, если у него уже есть антитела на данную болезнь. Априори считается, что у ребенка нет антител.

Читать еще:  Жаропонижающие свечи для детей до 1 года после прививки

Ребенок должен перенести все детские инфекционные заболевания в течение двух-трех лет, и это даст ему возможность сформировать здоровую иммунную систему. Конечно, все эти заболевания опасны, но при наличии антибиотиков, жаропонижающих, хороших социально-бытовых условий, эти заболевания протекают мягко. Не стоит менять паротит на диабет, корь на аутизм.

Я не говорю о тотальной отмене прививок. Но нужно понимать необходимость каждой вакцины и ее цель. Прививка против гепатита В делается непосредственно в первые же часы после рождения ребенка. Но есть ли в этом острая необходимость?

Путь передачи гепатита В – это извращенные половые контакты, связанные с повреждениями целостности кожных покровов и слизистых. А также непосредственное инфицирование через кровь нестерильными шприцами многоразового использования. Можно заразиться при переливании крови от больного донора здоровому человеку. В современных клиниках это практически исключено.

Спрашивается, зачем вакцинировать новорожденных, если отсутствуют пути передачи вируса?

Одним из главных противопоказаний назначения этой вакцины является непереносимость к усвоению мучных изделий. То есть сама вакцина против гепатита В может спровоцировать данный недуг.

Возможно, это и является одним из основных факторов, почему происходит массовая непереносимость мучных изделий у детей. Она проявляется в виде ряда заболеваний и у аутистов, и у детей с задержкой развития. Проблема настолько серьезная, что в магазинах открываются целые отделы для людей на безглютеновой диете. Мой совет родителям: в первую очередь воздержитесь от прививок от гепатита В.

  • Вы можете не вакцинировать детей, если примете такое решение, у вас есть юридические права на это. Но если вы решились вакцинировать детей, то, по крайней мере, соблюдайте жесткий график.
  • Старайтесь не делать несколько вакцин в один раз. Достаточно сделать одну вакцину, а через два-три месяца, в случае, если ребенок совершенно здоров, сделать следующую.
  • Категорически запрещено делать вакцинацию на фоне воспаления, аллергических заболеваний, в случае, если ребенок дает реакцию в виде повышения температуры, судорог и других побочных явлений.

Вакцина должна вводиться подкожно для медленного всасывания. Не все медсестры это соблюдают, вводят внутримышечно, то есть непосредственно в кровяное русло. Мало того, игнорируется элементарный график прививок.

Если родитель пропустил вакцинацию, ребенку могут сделать две-три вакцины за один раз! Дети часто заболевают отитом, гайморитом. Никто не берет во внимание, что, возможно, так организм реагирует на предыдущую вакцину. На фоне этих состояний детям делают следующую вакцину, что категорически запрещено. Родителям стоит быть настороже и помнить, что существует серьезная опасность развития поствакцинальных осложнений.

Подготовила Анна Резников

Также по теме:

Фильм Роберта Дениро 2016 года «Отвакцинены» — о прямом влиянии прививки АКДС на эпидемию аутизма по всему миру.

Документальные фильмы и телесюжеты о прививках:

Официальный документ, подписанный главным санитарным врачом РФ, под названием «Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Расследование поствакцинальных осложнений. Методические указания»: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/bz-zakony/n0g.htm

Related Articles

Лечение детского аутизма в центре Д-р Левит

О причинах аутизма у детей, о лечении аутизма и расстройств аутистического спектра и наших результатах О Задержке психоречевого развития и лечении ЗПР, ЗПРР — читайте в отдельном разделе здесь В центре Д-ра Льва Левита проводится [читать дальше]

Пять фактов о родовой травме

Родовая травма как причина аутизма и ЗПР у детей Как распознать малыша, страдающего головной болью? Почему ребенок часто плачет, задерживается в развитии? О признаках, последствиях и тактике лечения родовой травмы рассказывает доктор Лев Левит. Он врач [читать дальше]

Доктор Лев Исаакиевич Левит о своем центре лечения и реабилитации детей с аутизмом, ЗПРР, отставанием развития, ДЦП и эпилепсией.

«Практика – критерий истины» Эти слова любит повторять доктор Лев Левит. Он убежден, что результативность работы гораздо важнее всех теорий вместе взятых. Мы беседуем с Львом Исааковичем о его клинике, авторской методике краниоцеребральной стимуляции. А [читать дальше]

10 Comments

Я уверен,что внук заболел именно после вакцинации. Ему в один день сделали сразу две прививки.После чего он сразу перестал нормально развиваться .Хотя до этого улыбался,что-то гугукал,откликался на свое имя.Сейчас ему 6 лет.Он просто тело без головы.физически развивается,а умом младенец.Ходит до сих пор в памперсах,ест руками и все подряд без разбора.Ходилм в Центр Дети Индиго,потратили уйму денег,а толку ноль.Что делать уже не знаю. Помогите пожалуйста.

Эти состояния в абсолютном большинстве связаны с вакцинацией. Дети до полутора лет развиваются нормально, а после прививки начинаются регрессивные проявления.
Чаще всего это является результатом имунной реакции организма ребенка на накопительный фактор регулярной вакцинации. В организме постепенно накапливаются токсические вещества, развиваются аутиимунные реакции на привки (вырабатываются антитела против своих же нейронов). Что и приводит к состоянию поражения центральной нервной системы, протекающего по типу задержки умственного развития и аутистического спектра.
В большинстве случаев это состояние не имеет отношения к генетике, а носит приобретенный характер в связи с чрезмерно активной вакцинацией. Некоторые дети не могут выдержать интенсивной вакцинальной нагрузки, что и приводит к развитию аутистический состояний. Необходимо связаться с секретарем для консультации.

С уважением, Л.И. Левит.

Я родила 3 мес.назад и я решила не делать прививку до года точнее невропатолог так посоветовала я буду помнить слова врача и делать прививку каждый 2-3 мес.когда ей будет годик

Ваш невролог — толковый врач. В Японии детям теперь ставят прививки только после двух лет. Результатом стало резкое сокращение случаев синдрома детской смертности, сокращение иммунодефицитных состояний у детей раннего возраста, неврологических расстройств неясного генеза. К сожалению, не все дети хорошо переносят прививки, потому резонно отложить их, когда ребенок окрепнет и сформирует базовые функции.

Что за бред, вакцины вводятся как раз внутримышечно.

Уважаемая Рая, не говорите так категорично о вещах, в которых не разбираетесь. Вы правы — некоторые прививки вводят внутримышечно. Однако есть четкий регламент Минздрава, в которм говорится о том, что есть ряд прививок для ПОДКОЖНОГО ВВЕДЕНИЯ. Под кожу обычно производят инъекции живых вирусных вакцин (против кори, паротита, краснухи). Как указано в статье, не все мед. сестры выполняют данную рекомендацию.

Моей дочери скоро будет четыре. Когда пришла пора прививок, я просто задала в поисковике состав прививки инфантрикс хекса (немецкая) и у меня волосы дыбом поднялись от прочитанного и увиденного. Я решила её не прививать. Я считаю, что легче вылечить болезнь, чем последствия от прививки.

Задержка речевого развития. Часть I

Задержка речи у ребенка: что влияет? Беременность, роды, наследственность, развитие нервной системы.

Наверное, каждая мама наслышана о задержке речевого развития (ЗРР) на примере знакомых, иные столкнулись с этой проблемой со своим ребенком. Я же встретилась с подобными трудностями со своим старшим сыном.

Казалось бы, все было в порядке: в 9,5 месяцев сын заговорил словами «мама, папа, потом, еще, дай, на, няу» (мяу — так он называл нашу кошку). В общем, все было хорошо до его 1,5 лет. Потом у сына появилась сестричка, а дальше все закрутилось. Мой ребенок говорил очень активно, жестикулировал и с выразительными интонациями о чем-то размышлял вслух. Вот только чаще всего (или почти постоянно) на своем «птичьем» языке. Чем дальше в лес, в смысле по возрасту, тем сильнее становились мои тревоги. В конце концов, в 2 годика, при осмотре перед детским садиком, я пообщалась не с одним логопедом, терапевтом, психологом, невропатологом и прочими представителями науки Гиппократа. Практически все врачи сошлись во мнении, что у моего ребенка ЗРР.

Предполагалось, что эта задержка должна пройти с возрастом, особенно в благоприятной обстановке, которую почти все врачи связали с детским садиком. Но, как говорится, «доверяй, но проверяй». Поэтому я стала читать умные книги, посещать различные сайты. В итоге у меня нарисовалась следующая картина.

У детей с запоздалым развитием речи существует разница между пониманием речи и словесным озвучиванием. Они правильно выполняют различные просьбы, по заданию показывают предметы, картинки и т.д., но назвать их не могут.

При обследовании поведение таких детей различно: одни доверчивы, ласковы, другие плачут, третьи упорно молчат. Некоторые беспокойно бегают с места на место и трудно сосредотачиваются. Поэтому очень часто невозможно за одно обследование дать однозначный диагноз, ведь таким же образом очень часто ведут себя и «нормальные» дети.

На ЗРР ребенка (имеется ввиду ребенок до 3 лет) влияют несколько факторов, которые я разделила (как оказалось позже, изобрела колесо) на внутренние и внешние.

К внутренним факторам я отнесла:

  • некоторые наследственные болезни;
  • особенности протекания беременности;
  • наличие гипоксии внутриутробной и родовой;
  • наличие определенных болезней у ребенка;
  • пол ребенка;
  • ребенок — левша или правша;
  • личные особенности ребенка.
Читать еще:  Если не падает температура после прививки

То есть речь идет о факторах, которые практически не зависят от ребенка и которые он получил в наследство.

К внешним относятся следующие факторы:

  • стрессовые ситуации;
  • присутствие младших братьев-сестер (особенно с маленькой разницей);
  • билингвизм семьи;
  • смена места проживания (одна из разновидностей стресса), детского садика;
  • еще несколько параметров.

В общем, понятно, что ко внешним параметрам можно отнести все то, что окружает ребенка.

Поэтому, делая поправку на то, что мама не запускала развитие ребенка, занималась с ним, воспитывала и уделяла ему внимание, перейдем к самой проблеме. Для полноты картины пройдемся по каждому пункту, начиная с внутренних факторов. Оговорюсь сразу, не все причины могут вызывать ЗРР, но могут способствовать тому, что ребенку по той или иной причине трудно выговаривать слова, звуки или же произносить то или иное слово.

Наследственные болезни

Думаю, не надо говорить о том, что есть ряд семей, где из поколений в поколение передается слепота или проблемы со зрением в той или иной степени. А согласитесь, на слух определить, как сказать буквы а, о, у, р, ф, ж и другие, достаточно трудно.

Далее перечислю немногие болезни, наиболее известные большинству из нас.

Казалось бы, все в семье здоровы, но и у родителей с нормальным слухом встречаются дети с подобными проблемами. Многие родители до поры даже не знают, что их дети не говорят оттого, что у них снижен слух. При неполной глухоте ребенок слышит разные низкие звуки, как, например, стук, и это вводит окружающих в заблуждение. Однако не всегда молодые родители могут определить данные проблемы. Ведь младенец реагирует на звук, при приближении мамы щурится и смотрит на нее, даже издает какие-то писки-звуки. Часто при частичной немоте или тугоухости бывает трудно определить, что с ребенком что-то не так, особенно, если он маленький, например, ему еще нет и года.

При расстройстве слухового аппарата у ребенка часто возникают такие проблемы, как аграмматизм (словообразовательные и синтаксические нарушения), дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения).

  • Патологии ротовой полости и, как вариант, патология «уздечки».

Порой передаются по наследству и по «косвенной линии». Например, двоюродный дедушка был с короткой уздечкой, о чем почти не помнят. Но у ребенка встретилась эта аномалия, и ему трудно произносить не только букву «Р», но и ряд других звуков, что в свою очередь сказывается на качестве речи. Хорошо, если на этот дефект обратили внимание врачи, а если аномалия не явная? И мучается ребенок оттого, что он не говорит вовсе или говорит плохо.

Также образованию речи препятствуют расщепление неба, миктория, в некоторых случаях аденоидные разрастания, и т.д.

  • Наследственная задержка речи.

Чаще (почти в 2 раза) передается по линии отца. Близнецы и двойняшки также часто отстают в речевом развитии (они и без слов понимают друг друга, а остальной мир «пусть подождет»). При этом ЗРР передается между поколениями, не обязательно последовательно, возможен скачок через поколение.

  • Эпилепсия, судороги.
  • Мигрени и аллергии.

Здесь могу лишь сказать, что я сама удивилась, когда начала изучать причины данной проблемы. Тем не менее, если подумать, то головные боли не вызывают желания болтать даже у взрослых. То же можно сказать и об аллергии и симптомах, которые ее сопровождают. Так чего можно ждать от ребенка?

  • Алкоголизм родителей.
  • Самоубийства или склонность к суициду у родителей и родственников.
  • Умственная отсталость.
  • Выдающиеся способности к чему-либо.
  • Заикания.
  • Малый вес.
  • Многие другие проблемы с телесным и психическим здоровьем.

Протекание беременности

При ЗРР в анамнезе часто встречаются тяжелые роды или ненормальное положение ребенка во время родов, что связано с микроскопическими кровоизлияниями в мозг. Позднее развитие речи наблюдается также у недоношенных детей.

На протекание беременности огромное влияние оказывают также и заболевания почек, сердечно-сосудистой, эндокринологической и других систем материнского организма.

Впрочем, что говорить об этом. Понятно, что здоровая мама — это идеал, но вспомните наш образ жизни, экологию, состояние здоровья наших родителей (которое в силу технического прогресса имеет тенденцию только ухудшаться), наше питание, график работы (зачастую перегруженный даже для небеременной женщины). В общем, причины ухудшения репродуктивного здоровья ясны. Кстати, часто слышу от старшего поколения, что вот раньше и дети рождались здоровые, и мамы были здоровые. Честно, так и хочется спросить: а что же вы передали своим потомкам? С начала ХХ века молодые женщины пережили войну, революцию, разруху. Их детям досталась коллективизация, потом Великая Отечественная война, и вновь разруха, голод. Что могли получить наши мамы в итоге? А если учесть загрязнение окружающей среды, повальное удобрение полей пестицидами, смог над городами. В общем, наше поколение было уже не самое здоровое. Так чего же еще ожидать нашим детям в итоге?

Поэтому не сбрасывайте со счетов особенности протекания вашей беременности и состояние вашего здоровья, когда вы анализируете задержку речи своего чада.

Внутриутробная и родовая гипоксия

Думаю, нет смысла говорить о гипоксии достаточно много, так как о ней можно написать отдельные статьи, труды. Следствием гипоксии зачастую являются определенные нарушения в ЦНС (центральной нервной системе), сердечно-сосудистой, опорно-двигательной системах (та же дисплазия), гипоксия влияет практически на все органы и системы жизнеобеспечения организма. Проблемы, связанные с ЦНС, могут привести к тому, что ребенок недостаточно усваивает информацию и не вполне может воспроизвести взрослую речь. В таких случаях говорят об анаритрии (как варианты — афазия, дизартрия, дислалия), то есть о неспособности к членораздельной речи, при которой ребенок долго не может произносить простые слова либо выговаривает их с нарушением произношения.

Наличие определенных болезней у ребенка

В группе риска по ЗРР — дети с явными (и неявными) психическими нарушениями. Чаще всего это дети с заметными физическими признаками слабоумия, больные синдромом Дауна. Зачастую у них встречается тахилилия — ускоренная речь. Болезненные изменения в ЦНС также бывают причиной задержки речи. В этой группе детей определяли иногда признаки перенесенного менинго-энцефалита или остаточных явлений кровоизлияния в мозг при тяжелых или преждевременных родах, реже — вследствие поствакцинальных энцефалитов.

В не меньшей мере аутизм может способствовать тому, что вполне нормально говорящему ребенку приписывают ЗРР из-за его личных особенностей. Хотя он также может и не хотеть разговаривать.

Дети с нарушением эндокринной системы также часто подвержены ЗРР. Это дети с такими заболеваниями, как диабет, ожирение, патологический рост и др.

Заикание также способствует ЗРР. Причем это может быть как наследственная болезнь, так и приобретенная в силу обстоятельств.

Также сюда можно отнести и различные виды шепелявости, такие как межзубная, призубная, боковая, свистящая, небная, носовая, гортанная и некоторые другие, более редкие.

Лично у меня (по маминому роду) межзубная шепелявость. Она практически не заметна, но, иногда, при быстрой речи на моем родном украинском языке, она очень напоминает свистящую, когда звуки «с» и «з» становятся особенно отчетливы. А объясняется просто, у меня между 2 и 3 верхними зубами есть «дырка» в ширину зуба, как раз 3-ки. Причем это наследственная патология, которая есть у очень многих моих родственников по маминой линии.

Наверное, сюда следует также добавить и гнусавость. Которая объясняется физиологией небно-глоточного затвора или органических изменениях в носовых пространствах.

Иногда своего взрослого(!) мужа я не понимаю из-за его гнусавости, которая очень напоминает «французскую» манеру разговора.

Мальчик — девочка

Бытует мнение о том, что мальчики начинают говорить позже девочек. Хотя официальная медицина спорит по этому поводу, но, тем не менее, в быту даже многие врачи придерживаются этой теории.

Ребенок левша или правша

Некоторые авторы связывают ЗРР с левшеством. Не даром правое и левое полушарие отвечают за те или иные функции рук, ног, памяти, мышления. И если наше общество, в основном, рассчитано на большинство, то есть праворуких, то леворуким приходится помимо осознания действительности еще перенести действия правой руки на левую. С возрастом это происходит автоматически, но, тем не менее, хотя бы доли секунд необходимы для данной операции. Вследствие чего происходит задержка как с действиями, так и с их озвучиванием.

При этом немаловажным является и то, были ли в роду левши, как начал ребенок развивать левую руку, правую, обе; переучивался ли на правую; в настоящее время преобладает правая, левая или обе руки развиты одинаково.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector